Доклад Дудник Н.В

Доклад Заместителя Председателя Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской Республики Н.В.Дудник на выездном семинаре-совещании на тему: «Реформирование внутреннего финансового контроля и аудита. Новые принципы и подходы»

п.Архыз, 15 октября 2018 года

Добрый день,

уважаемые участники семинара-совещания!

1. Структурная реформа бюджетной системы Российской Федерации осуществляется с учетом методов бюджетирования, в числе которых особое место занимает бюджетирование, ориентированное на результат, как объективное условие для повышения эффективности государственного управления. Одно из ключевых условий успешного применения бюджетирования, ориентированного на результат, по мнению большинства экспертов, связано с необходимостью реформирования системы внутреннего государственного финансового контроля.

Наблюдается комплексный и системный переход от осуществления общего финансового контроля к контролю комплексной эффективности и результативности расходов, от последующего публичного контроля к предварительному и текущему, активизация внутреннего контроля, что является совершенствованием финансового контроля, т.к. позволяет на более ранних этапах выявить и предотвратить недостатки и нарушения.

2. В отличие от внешнего контроля, где основной целью выступают выявление и оценка отклонений, ошибок и неэффективности в работе, внутренний контроль нацелен на своевременное выявление и незамедлительное устранение отклонений и ошибок, и, соответственно, оказание содействия в повышении эффективности и результативности работы.

В свою очередь, повышение эффективности процесса внутреннего контроля состоит в повышении качества контроля, а не в увеличении количества перепроверенных операций.

3. Обеспечение гарантий защищенности средств бюджета, государственной собственности и иных общенациональных ресурсов от нецелевого использования и других нарушений законодательства требует дальнейшего совершенствования единой системы предварительного аудита формирования, последующего контроля исполнения, а также оперативного анализа и контроля организации исполнения бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

На сегодняшний день остро стоит проблема организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в организациях государственного сектора.

Поскольку одним из приоритетных направлений государственной политики в соответствии с Государственной программой Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков"  является создание условий для повышения качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетной системы, государственных и муниципальных учреждений, а также указанной Государственной программой ставится задача по снижению доли главных администраторов средств федерального бюджета, имеющих индекс качества финансового менеджмента менее 40% с 13% в 2013 г. до 6% в 2020 г., то в качестве инструмента достижения запланированных результатов осуществления финансового менеджмента возможно рассматривать внутренний финансовый контроль и внутренний аудит.

Выполнение задачи, поставленной государственной программой, по увеличению индекса качества финансового менеджмента возможно за счет создания в каждой организации государственного сектора эффективной системы внутреннего финансового контроля и внедрения внутреннего аудита в практику государственного и муниципального управления.

4. Еще одним подходом к осуществлению внутреннего финансового контроля следует рассматривать внедрение элементов управления рисками.

Должны оцениваться бюджетные риски, связанные с проведением включенной в данный перечень операции, в целях включения ее в карту внутреннего контроля, определения применяемых к ней контрольных действий. Оценка бюджетных рисков должна заключаться в идентификации рисков по каждой операции и определении уровней рисков.

Бюджетные риски в узком значении представляют собой потенциально возможные отклонения бюджетного показателя от его запланированного значения под воздействием рискообразующих факторов. Бюджетные риски в широком представлении заключаются в вероятности невыполнения мероприятий бюджетного планирования и бюджетной политики в связи с нарушением в движении бюджетных ресурсов и их пропорциях.

Внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении операций, составляющих внутренние бюджетные процедуры и имеющих наибольший уровень рисков. То есть уровень риска оценивается в целях осуществления контроля за правильностью совершения бюджетной процедуры. Однако в мировой практике риск оценивается с целью минимизации наиболее значимых рисков, а контроль за правильностью совершения отдельной операции является мерой снижения уровня конкретного риска.

Таким образом, необходим переход от контроля за совершаемыми операциями к снижению вероятности наступления риска и уменьшению возможных негативных последствий от его наступления.

5. Также важнейшим фактором является анализ предмета внутреннего финансового контроля, в том числе на наличие имеющих коррупционные риски операций (действий) в целях определения применяемых к нему методов контроля и контрольных действий.

При этом, под коррупционным риском понимается возможность злоупотребления должностными обязанностями в целях получения, как для субъектов внутреннего финансового контроля, так и  для третьих лиц выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав.

В 2018 году Комиссией  по этике Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ был проведен анализ коррупционных нарушений в бюджетной сфере. Вот некоторые примеры по выявленным контрольно-счетными органами субъектов РФ коррупционным рискам при использовании бюджетных средств:

 конфликт интересов:

- в колледже работали три специалиста, находящихся в родственных отношениях на должностях, подпадающих под ограничения, связанные с возможным конфликтом интересов;

- в муниципальном районе установлено 6 фактов близкого родства руководителей администраций и структурных подразделений;

- при продаже муниципального имущества оценщиком являлся родственник заместителя главы администрации соответствующего муниципального образования;

другие виды коррупционных правонарушений:

- приобретение заведомо неиспользуемого устаревшего БУ оборудования без соответствующих документов за счет бюджетных средств;

- начисление и выплата незаконных премий руководителями подведомственных организаций;

- распределение грантов единолично, без конкурсов и без комиссий;

 - подписание и оплата недостоверных актов выполненных работ;

 - необоснованные выплаты по договорам гражданско-правового характера.

В данной связи становится очевидным, что внутренний контроль и аудит в своей деятельности должен осуществлять взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления, осуществляющими функции по государственному финансовому контролю и надзору.

6. Кроме того, необходимо уделить должное внимание подготовке специалистов в области осуществления внутреннего аудита в организациях государственного сектора, разработать и внедрить программы обучения, повышения квалификации и переподготовки внутренних аудиторов и специалистов по координации деятельности по осуществлению внутреннего финансового контроля.

7.  В основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 и на плановый период 2020 и 2021 годов», утвержденной Минфином России, говорится, что «Необходимым условием повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов». В рамках данного направления предполагается:

- внедрение и применение единых федеральных стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

- обеспечение взаимосвязи внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита с системой оценки качества финансового менеджмента главных администраторов (администраторов) бюджетных средств;

- совершенствование методологии ведения бюджетного учета, составления финансовой отчетности для организаций государственного сектора;

- стандартизация, оптимизация и унификация процессов и процедур ведения бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, а также повышение качества документирования информации об объектах учета и ведения учета, достоверности отчетности;

- создание гибких и адаптивных информационных технологий, автоматизирующих процессы и процедуры документирования информации об объектах учета, ведения учета и составления отчетности;

- переход на единые стандарты электронной финансовой информации, используемые в процессе бюджетного учета, составления бюджетной и иной финансовой отчетности, позволяющие обеспечить ее автоматическую обработку, последующее исполнение, а также гарантировать юридическую значимость;

- развитие методологии формирования информации по статистике государственных финансов;

- обеспечение открытости и прозрачности бюджетных данных и вовлечение в бюджетный процесс граждан;

- информационное наполнение единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

8. Исходя из вышеизложенного, можно определить следующие  направления развития внутреннего финансового контроля и аудита:

- разработка и утверждение концепции финансового контроля;

 - принятие федерального закона, регламентирующего деятельность органов внутреннего финансового контроля;

- разработка и внедрение общих стандартов осуществления контрольных мероприятий, завершение процесса стандартизации;

 - создание единой системы информационного обеспечения органов внутреннего финансового контроля;

 - внесение соответствующих изменений в Уголовный, административный и бюджетный кодексы;

 - исключение дублирования контрольных мероприятий различными органами, путем согласования планов;

 - улучшить кадровое обеспечение служб внутреннего финансового контроля;

 - усилить взаимодействие всех органов контроля и правоохранительных органов.

Таким образом, создание на территории РФ единой системы государственного финансового контроля, которая будет регулироваться соответствующей единой системой нормативно-правовых актов, является решающим для устранения существующих проблем и дальнейшего развития и совершенствования эффективной системы государственного контроля.

Доклад окончен.

Благодарю за внимание!

 


Поиск по сайту

Навигация

Методические материалы
Новости
Гостевая книга
Полезные ссылки
Общественная приемная
Карта сайта

Родственные сайты

 

 

Статистика

Besucherzahler ukraine women
счетчик посещений

Новости

   19 апреля 2024 года 19 апреля 2024 года под председательством Председателя Контрольно-счетной палаты КЧР Ильяса Эльканова состоялось IV заседание Коллегии Контрольно-счетной палаты КЧР в котором приняли участие члены Коллегии: заместитель председателя Контрольно-счетной палаты КЧР Наталья Дудник, аудиторы: Хайырлы Кидралиев, Лейла Гумжачева, Анзор Косов, Дахир Аджиев и начальник Управления делами Контрольно-счетной палаты КЧР Артур Боташев.

   04 апреля 2024 года член комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии Казбек Чотчаев в режиме видеоконференц-связи принял участие выездном заседании комиссии Совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Российской Федерации по вопросам методологии, которое состоялось в Санкт-Петербурге.

   03 апреля 2024 года в режиме видеоконференции состоялась встреча аудитора Счетной палаты Российской Федерации Д.А. Зайцева на тему «Аудит формирования прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в рамках организации и осуществления бюджетного процесса за период 2014-2023 годов».

Наш опрос

Вам нравится дизайн сайта

Облако тегов

Загрузка флеш...

Подписка на новости

Подписаться Отказаться